СТАТЬИ
Запись вокала - скорее всего, самое первое действие на студии звукозаписи в процессе создания трека. Структурно этот этап называется "накопление материала" для его дальнейшей обработки. ДЛя этого записать надо не только вокал, но и другие аудиоматериалы, например, записать инструменты, голос (не обязательно же инструменты) шумы и звуковые эффекты и т.д., из чего потом будет собираться трек, НО... это тема для отдельных статей, а здесь и сейчас:
Итак, как это происходит. Базово, по-умолчанию, под пунктом 0 идёт очевидная вещь что на студию звукозаписи в идеале надо приходить подготовленным, с уяснённым для себя отрепетированным материалом, желательно знать текст наизусть и т.д. Почему?
Т.е. вы не должны уже думать и запинаться о вопросы связанные со звукоизвлечением. У вас уже всё отработано, текст заучен, непонятных мест нет. Вы поёте, закрыв глаза, находясь как в свободном полёте. Предварительная репетиция должна освободить вас от рутины мелочей и когда приходит время записать вокал, вся работа ваша заключается в создании разных образов, эмоциональных окрасов, характеров, подчёркиваний и акцентов, разных и уместных манерах пения в нужных местах. Вот тогда работа спорится!
А то бывает: исполнитель решил записать песню, а он не то что текст не помнит, но даже не помнит где вступать и какие ноты петь. И записанный на студии вокал получается таким же: исполнитель вместо работы над подачей, только сейчас начинает репетировать и в" тему въезжать". Какие уж тут характеры пения и интонирование? Тут бы хотя бы в ритм попасть и ноты более-менее чистые спеть.
В итоге при записи вокала в работу идут не идеальные дубли, где лишь есть разница в нюансе подачи, а не совсем уж бракованные фрагменты. Разве это нормально?
А есть ещё и второе следствие: исполнитель при такой записи просто излучает неуверенность и скованность: в момент записи вокала у него только одна интонация "ой, а всё ли я правильно делаю?"
Вот видите - мы ещё к записи не приступили, а уже сколько интересных деталей )
Эвон какой пафосный заголовок Специально написал. Громогласно. Трепет поди вызывает.
Да не бойтесь вы этого. Открою секрет: на самом деле пофик конкретно где и как записывать вокал. Понятно, что есть некие технические требования к записи - отсутствие переотражений "комнаты", приличный микрофон, качественный малошумящий тракт и т.д. Все эти пункты может удовлетворить любая, даже малобюджетная студия организованная даже в кладовке у бабушки, при должном усердии. Хотя, ясное дело, что подобные требования легче выполнит профессиональная студия, но это не определяющее - это может сделать и любитель или энтузиаст. А вот то что на этой студии должен быть специалист по записи вокала или какого либо другого звука - вот это уже делает студию для исполнителя привлекательной. И снова вопрос: "Почему?" Потому что
Моё убеждение, основанное на годах и уже даже десятилетиях работы в студии звукозаписи, как саундпродюсера, моей работе сессионным студийным вокалистом в разных проектах - обязательно должен быть человек "вне голосовой кабины" кто будет корректировать запись твоего вокала. И снова список
Звукарь, худрук, саундпродюсер, педагог по вокалу как хотите называйте этого человека - это ваш коллега. И вот теперь расшифровываю: причём тут "вакуум" в заголовке. А при том, что очень часто на студиях, при записи вокала просто нажимают на кнопку "rec" и .... оставляют исполнителя в вакууме. "Мотор!", сам себе чего то спел, записали, свели и отдали материал.
А ведь, между тем, студия - это самый лучший опыт проверить своё исполнительское мастерство, попробовать все варианты и нюансы, услышать все свои ошибки и даже сделать попытку исправить их во времени записи. Последнее конечно нереально, ошибки исправляются очень долго, месяцами, но услышать их и работать над ними - дорогого стоит.
Когда исполнитель "в вакууме", как же он услышит? Кто ему подскажет? Он предоставленный сам себе поёт, как поётся... Вот тут то на помощь и прихожу я
Да не парьтесь вы! То не приободряющий жест, это реальный совет - не парьтесь. Пойте так, как вам максимально комфортно. Тут ничего хитрого. Следить за всякими академическими штучками, типа, "возьми позицию" или "ощути звук в макушке" - бесполезно. Это надо было делать заранее и при записи вокала уже поздно объяснять что это и учить этому. Поэтому сделаем то что остаётся:
А потом просто споём песню пару раз, чтобы въехать в тему, настроиться, освежить память, расслабиться, успокоиться, выдохнуть "нервы", разогреться и вот только теперь пришло время чтобы
Да, конечно, мне встречались уникумы (в хорошем смысле этого слова), которые пусть и не с первого дубля, но пели всю песню целиком одним дублем. Безусловно, это идеал, к которому надо стремиться. Ведь важно обеспечить эмоциональную связность песни, как говорится "на одном дыхании" когда, например, есть крещендо к последним припевам. Но мы не идеальны, и как правило, пишем песню дублями. Не надо переживать - не получилось записать вокал в этот дубль, сделаем ещё один, если надо - ещё.
Если исполнитель пока не достиг высот в вокальном искусстве - будем писать пока не получится приемлемый вариант в работу, а если это талант, то не грех разные дубли писать с разными характерами чтобы уже выбрать какой лучше подходит.
В любом случае этап записи вокала на студии - это особый очень важный этап. Всё остальное - это уже потом: обработка, сведение... А вот этап накопления материала для последующей работы над треком - первый и последний. Поэтому так важно отнестись к нему и сделать его качественно и с душой. Плохо записанный неинтересный и унылый вокал невозможно преобразить в последующих этапах обработки. Если вы сейчас набубните под нос партию вокала, она так и будет унылым бубнежом, только обработанным и оттюненым.
Сделав несколько дублей каждого фрагмента песни (куплет, запев, припев, вторые голоса) у нас уже есть с чем работать и мы можем выходить из голосовой кабины, и приступать к следующим этапам, о которых написано в следующих описаниях
© студия звукозаписи «Казань!» 2018г.
студия звукозаписи "Казань!" zvukprofi ru © 2011-2024