СТАТЬИ
Итак, мы уже записали голос, вокал или какой то нужный для проекта звук, и весь процесс как он происходит детально описали в предыдущей статье. Теперь приступаем к следующему этапу: корректировка вокала.
С самого начала надо определиться в терминах и формулировках. Не претендуя на "глобальное знание" и никого не поучая, выражу лишь своё мнение как называть этот процесс:
Человек не робот и не машина. Его нельзя запрограммировать и добиться от него идеальнейшего исполнения партии вокала по разным параметрам. Поэтому записанному материалу в подавляющем большинстве случаев нужна корректировка: внести некие правки в детали, чтобы к этапу сведения весь материал был уже готов и можно было не отвлекаться от сведения трека.
Что входит в это понятие и в виды работ:
Да и вообще, поскольку сам голос уже записан, то все эти пункты можно осуществлять как удалённую работу он-лайн: на входе файл с записью, а после всех эти корректировок готовый к сведению трек голоса.
Поэтому в этой статье мы будем рассматривать только 2 первых пункта из списка, а тем кому интересно (а вам обязательно будет интересно - это реально круто) то после путешествия по сайту нашей студии звукозаписи посетите сайт (скоро будет) посвящённый этой услуге.
Как уже в пункте кратко пояснялось - это чисто "механическая" работа - выбрать нужные дубли, убрать из них всё ненужное: привести дорожку с голосом к рабочему состоянию.
Вот, например, скрин проекта. По скрину видно, что осциллограммы одинаковые, материал отрепетирован, дубли стабильные, вздохи без "астмы", динамический диапазон голоса ровный. Есть лишь ритмические расхождения, но это вопрос творческий, а не технический: какой на ухо больше приглянется тот и будет выбран. (Выбран был верхний дубль). Хорошая иллюстрация работы профессионалов - ничего делать на надо: всё на своих местах. И, как видно, питч тюнинг тоже не применялся. Т.е. в этой конкретной работе редактирование не производилось вообще - оно тут не нужно, и сразу после записи нужно лишь выбрать какой именно дубль выбрать и можно приступить к следующему этапу - обработке.
Но так бывает очень нечасто. И дело даже не в том, что подобная студийная работа вокалиста безупречна, а в том что не ставилось задач "что нить эдакое". Если послушаете частушки - то её фишка непосредственность, простота и естесственность. То что характерно в одном жанре и стиле, не прокатит в другом и приходится корректировать вокал.
А это уже другой пример. Что тут отредактировано?
В итоге готова вокальная часть можно выполнять третий пункт из списка и снова переходить к сведению
Хотя вроде уже всё как понятно, но приведу ещё один пример
Это второй куплет трека "Женя-Болт". Все нужные манипуляции произведены, вы их видите: это и замена неудачных кусочков на удачные, и подбор дублей, и из расстановка. Их "новинок" только - вздохи. Они мощны и видны на осцилограмме как отдельные её фрагменты, на них же указаны стрелочки. В идеале конечно можно было заморочиться и убрать их, ну, или хотя бы сделать намного тише, однако, ухо не резало при прослушивании - так и оставили. Также стоит отметить такую деталь: на дополнительных дублирующих голосах полностью эти вздохи убраны так, что звук начинается сразу со слов и словом же заканчивается, чтобы между фраз не лезли посторонние звуки - ни к чему множить кашу и ухудшать прослушиваемость текста.
Следующий этап работает уже с отобранными в предыдущем пункте дублями и кусочками. Т.е. если первый пункт был работой с крупными фрагментами и чисто технической, то теперь наступают этапы где всё больше творческого.
Сразу стоит ещё раз сказать, что я вкладываю в это понятие работу по временной шкале. Многие это оттождествляют с тюнингом (работа с высотой тона, нотами), но я придерживаюсь своей терминологии. и тема тюнинга вынесена нашей студией аж в отдельный сайт - там всё об этом виде работ.
Для примера возмём всё тот же скрин партии голосов второго куплета с трека "Женя-Болт". В предыдущем скрине жёлтыми линиями показывался кусочек который мы рассматриваем "в приближении сейчас. Это он же только "с зумом" ))) Это - классический "хип-хоп" приём. Не знаю как он называется, но суть его в том, что с определённой периодичностью к основному голосу добавляется один или даже 2-3 дополнительных голоса, с тем же самым текстом, но как бы выделяя монотонность речетатива таким приёмом. Нужный приём, ненужный, затасканный или "мастхэв" в стиле - вопрос художественный, а у нас тут корректирование вокала, и нам это корректирование надо сделать хорошо. Исполнитель сам по себе эти периодичные "вскрики" хрен вставит точно в ритм, а не в ритм это некрасиво, и даже малые расхождения "несинхрона" дадут кашу. Будет многоголосица "кто в лес кто по дрова. Поэтому в этом этапе нужно расставить дубли дополнительных голосов так чтобы по всем фонемам как можно точнее было подогнано под основной голос. Эффект "кучки народу" всё равно будет из за микро-расхождений, а вот грубый рассинхрон надо поправить.
Итак вы его послушали и выснили, что там дофига голосов, одновременно звучит 5 штук! Представляете какая каша бы была, если бы не была произведена коррекция вокала? Это только кажется, что "подумаешь доли секунды туда сюда": при одновременном звучании пяти голосов эти нескладухи в сумме дадут муть и разноголосицу, Для разборчивости нужно будет задирать уровень вокала над фонограммой больше чем нужно, да и просто это некрасиво. А так - аккуратно, собранно, чётко, красиво и профессионально. Рекламный ролик в 15 секунд. Просто, лаконично, доходчиво. И красота достигнута за счёт многоголосия и в кашу не превратилось.
Особенно коррекция голоса или вокала необходима там, где временнАя или ритмическая составляющая - главная: речетативы рэпа или хип хопа. малейшие непопадания вносят призвуки любительщины и дилетантизма. Нельзя так )
Ну а дальше пункт "тюнинг вокала" который вынесен в отдельный сайт - скоро он будет готов и я тут дам ссылку - по этой теме материала гораздо больше чем по предыдущим вместе взятым, поэтому читайте нужное на том сайте, потом переходите сюда и снова продолжайте наше путешествие по нюансам работы студии!
© студия звукозаписи «Казань!»
студия звукозаписи "Казань!" zvukprofi ru © 2011-2024