Лампа vs транзистор. Подведём итоги.

Лампа vs транзистор. Подведём итоги.
Современная индустрия звукозаписи развивается семимильными шагами. Если раньше это был удел суровых бородатых мужиков, одевших свитеры через большую и умную голову на татуированное тело, с кучей магического и дорогущего железа в стойках, то теперь сравнимые по уровню сетапы студий звукозаписи доступны и обывателю-энтузиасту.

За десятилетия отточены технологии, налажено крупносерийное производство очень качественных студийных приборов, появилась конкуренция производителей железа, а позже цены на этом рынке начал давить вниз и софт, среди которого попадаются, надо сказать ни в чём не уступающие аналоги железных приборов, а даже нередко превосходящих его.

TC Electronic PowerCore. Студия звукозаписи «R-Records»И вот уже не надо быть миллионером. Купил ставшие доступными устройства, установил в рэки — и всё — студия звукозаписи готова. А то что к этому аппаратному великолепию должны прикладываться, если не талантливые, то хотя бы опытные уши — забывают. А раз нет своих «внутренних» знаний, то приходится заимствовать «внешние». Но кто же любит вникать в суть, в физику, в скучный и сухой мир который если и открывает тебе свои секреты, то после многих лет изучения основ и каждодневной «лабораторной работы»…. и то не всем. Поэтому, как правило, энтузиаст заимствует не знания — их ведь нужно получить, переработать годами, чтобы уяснить своё мнение — а сразу берут чужое мнение и возводят его в ранг догмы. И хуже всего то, что это превращается в снежный ком — догмы опытных энтузиастов усваиваются совсем уж новичками и эти «правила звукозаписи» бронзовеют в умах масс неофитов рекординга в виде священных и неприкасаемых аксиом:

  • Лучший микрофон — Нойман…
  • Ячейки от яиц идеальны для звукоизоляции в студии
  • Мастеринг сделает из коричневой массы конфетку…
  • Для жирной и злой гитары надо много гейна…
  • Для рэпа нужен микрофон Rode…
  • Гитары нужно писать только через комбик и только через Fender…

Знакомо? Думаю, каждый читающий эти строки вспомнит ещё несколько подобных заповедей. А ведь речь идёт о творчестве, эфемерной сфере где нет границ и рамок.

Вот одной из таких убеждений является легенда что «лучший преамп\микрофон\усилитель\гитара\барабан\стул\и т.д. должен быть ламповый!» Если б всё так было просто… В таком случае мы бы все не отходили от ламповой радиолы «Ригонда» слушая записи битников 50-60х годов где кроме лампы и не было ничего:)

 

Советские аудиофилы слушают тёплый ламповый звук.

Однако сравните те записи и современные — полностью сделанные в цифре (любой чип по сути скопище транзисторов — просто они очень маленькие и их очень много).

Разумеется, никто не спорит, что транзисторный и ламповый прибор обладают разным характером звука. В чём же отличия между лампой и транзистором. Если кратко то:

 

 

  • Лампа иначе отрабатывает превышение уровня сигнала — перегрузку. Ламповый каскад смягчает искажения. Транзистор же отрабатывает прямолинейно, чем вносит в звук резкие искажения широкого спектра.
  • Но зато у лампы выше уровень шумов
  • Транзистор имеет меньшее входное сопротивление
  • Компактность транзистора не вызывает сомнений по сравнению с лампой
  • Лампа вещь нежная и увы недолговечная, даже если обращаться бережно
  • Для работы лампы нужно высокое напряжение питания и она сильно греется

Следует заметить, что под «транзистором» подразумевается повсеместно применяемый биполярный транзистор. Важно помнить, что существуют ещё и полевые транзисторы, параметры которого очень близки к параметрам лампы. Если последние 3 пункта не принципиальны для студийного оборудования, то на первых трёх нужно остановиться подробнее.

Перегруз сигнала. Рассмотрим два случая. Необходимая перегрузка и вынужденная.

Студия звукозаписи «R-Records» Ламповый гитарный комбик Peavey VK212.

Нужная перегрузка. Первое что всплывает в памяти — гитарные перегрузки сигнала — overload\distortion. Когда речь идёт об искажения\перегрузках типа «дисторшн» — лампа проявляет себя в полной красе. Кроме, разумеется, крайних случаев, где нужен особо резкий звук — там, как вы понимаете, верх берёт уже транзистор. Также есть и специальные ламповые сатураторы созданные для обогащения сигнала от источников, например микрофона или других, тембрально.

 

 

Студия звукозаписи «R-Records» Ламповый микрофон Gefell M990.

Применяемая в микрофонном тракте с конденсаторным микрофоном лампа даёт сразу несколько полезных эффектов: согласование по сопротивлению (конденсаторная головка имеет очень большое выходное сопротивление), эффект сатурации (обогащение гармониками) и усиление сигнала. Дополнительный эффект лампового микрофона (сатурация) – это специфические, чаще всего приятные на слух искажения, в большинстве случаев улучшающие звучание голоса и инструментов.

Но бывают случаи, когда эти искажения добавляют лишь грязи итак перенасыщенному гармониками голосу или инструменту и хочется записать звук как можно чище. Для этого необходимо иметь в арсенале студии и чисто транзисторный микрофон. В любом случае хороший транзисторный микрофон имеет более нейтральное и универсальное звучание, ибо сатурацию можно потом и добавить, а вот убрать уже нельзя…

Студия звукозаписи «R-Records» Стереопара конденсаторных микрофонов Октава МК-519.В случае когда перегрузка не нужна, но возникает, например при неровной динамике пения вокалиста в микрофон, во входной каскад может перегрузиться по уровню и, если он ламповый, то искажения будут менее заметными.

 

 

 

Студия звукозаписи «R-Records». Ламповый преамп Warmer Sound m40.Искажения могут возникнуть также в выходном каскаде преампа, но только в том случае, если звукорежиссер неверно выбрал коэффициент усиления. При прочих равных условиях где перегрузки не возникают приборы отрабатывают одинаково и изменений в сигнал не вносят.

 

 

 

Студия звукозаписи «R-Records». Транзисторный преамп Long StereoChannell.Итак, не стоит ссорить лампу с транзистором – они прекрасно дополняют друг-друга! Но и применять лампу там где в ней нет нужды, а тем более там где ее применение только ухудшает прибор, только для того чтоб гордо заявлять что он у вас ламповый, нет никакого смысла! Каждый прибор имеет свои особенности которые надо понять и научиться оптимально использовать.

Спасибо за помощь коллеге Виктору Буруянэ он же sunet.

С уважением, Дамир Command.com

ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧЕСТЬ ОСТАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

студия звукозаписи «R-Records»

 

© студия звукозаписи «R-Records» 2014г.

Перейти на главную страницу студии звукозаписи

Все статьи
Студия звукозаписи Статьи и обзоры Лампа vs транзистор. Подведём итоги.