Тестовое сравнение нового флагмана "Октавы": микрофона "OktaLab МКЛ-111".

Тестовое сравнение нового флагмана "Октавы": микрофона "OktaLab МКЛ-111".
Ламповые флагманы производителей микрофонов с мировым именем «Neumann», «Microtech Gefell», «Telefunken», «Brauner» и т.д. — это особая каста, элитный клуб, где никто по-мальчишески не меряется цифрами характеристик, где нет проигравших, где разница не в качестве, качество у всех на высоте, а в характере, окрасе, нюансах.

Тульская фирма «Октава» выпуском нового флагмана лампового микрофона «OktaLab МКЛ-111» подала заявку на вступление в этот клуб. Благодаря приобретению его в микрофонный парк студии звукозаписи «R-Records» у нас появилась возможность провести ряд сравнительных тестов и выяснить — насколько хорош  флагман микрофонной линейки тульского завода «Октава».

Только сев за написание этой статьи, я осознал, как же быстро летит время в мире научных достижений, ведь подумать только: с момента изобретения конденсаторного микрофона учёным Венте в 1917 году прошёл почти век! Поначалу это были уникальные лабораторные образцы, затем редкие изделия, изготавливавшиеся тоже в лаборатории, и уже, без преувеличения, «апостол микрофоностроения» Георг Нойман развил это до невиданной ранее высоты — промышленный массовый выпуск студийных конденсаторных микрофонов под своей маркой «Neumann» и, выпускавшей их по лицензии, «Telefunken».

Шли годы, Нойман вносил улучшения и усовершенствования, как в конструкцию, так и в технологию изготовления. Достижения расходились по всему свету. Появлялись всё новые и новые производители, модели, бренды. Повсеместная лампа в микрофонном каскаде усиления сигнала сменилась на «транзистор», который теперь стоит в большинстве продающихся микрофонов.

Ныне на любом музыкальном форуме ломаются копья в бесконечной битве «лампа vs транзистор» — этому даже посвящена отдельная статья на нашем сайте. У звукарей всего мира голова идёт кругом от обилия выбора и пестроты палитры предлагаемых микрофонов бюджетного и среднего ценового диапазона — на тему «хуже\лучше» поломано копий на пару курганов. И справедливо — ведь разброс звучания у бюджетников и середнячков велик и контрасты звукопередачи разительны.

Однако, до сих пор неизменно одно: ламповые флагманы производителей микрофонов с мировым именем — это особая каста, элитный клуб, где никто по-мальчишески не меряется цифрами характеристик, где нет проигравших, где разница не в качестве, качество у всех на высоте, а в характере, окрасе, нюансах.

ламповый кондесаторный микрофон «OktaLab МKL-111»2012 год примечателен появлением нового члена этого привилегированного клуба. Тульский завод «Октава» и ранее был славен своими микрофонами, которые по достоинству оценили именитые студии мира, где в парке микрофонов присутствуют и модели «Октавы», а с недавнего времени вниманию мировой музыкальной общественности представлен новый флагман под новой торговой маркой: ламповый конденсаторный микрофон «OktaLab МКЛ-111». Производитель акцентирует внимание на том, что новый микрофон призван занять своё место в ряду достойнеших моделей мировых брендов:
«Развивая линейку ламповых микрофонов высокого класса, в ОАО Октава поставили цель создать капсюль, близкий по звучанию к лучшим классическим моделям. Специально для этого двухмембранного капсюля с монолитным электродом разработан новый микрофон, OktaLab МКЛ-111. Это ламповый микрофон с уникальной изменяемой диаграммой направленности.  Вся электроника установлена внутри тяжёлого латунного корпуса, исключающего возникновение внутренних резонансов. В предусилителе используются раритетные лампы ЕС 92. Высококачественный трансформатор обеспечивает минимальный уровень искажений и хорошую перегрузочную способность.  Диаграмма направленности микрофона изменяется плавно, регулятором на блоке питания – от «восьмёрки» до «круга“ через кардиоиду. Звукорежиссёру предоставлена возможность выставить ту диаграмму, которая наиболее подходит к ситуации».
  • Двухмембранный капсюль с монолитным электродом, с изменяемой
    бесступенчато диаграммой направленности «круг- восьмёрка-кардиоида»
  • В предусилителе используются раритетные лампы ЕС 92
  • Рабочий диапазон частот 20-20000 Гц
  • Выходной импенданс, 200 Ом
  • Уровень предельного звукового давления при КНИ не более 5%, не менее 136 дБ

Но разве можно что-то понять по сухим цифрам что за зверь такой у нас завёлся в студии звукозаписи? Только слушать, сравнивать и тестить! В микрофонном парке студии звукозаписи «R-Records» Октаве МКЛ-111 найдётся достойный соперник — это ламповый широкомембранный кардиоидный микрофон «Gefell M990». Ламповые микрофоны фирмы «Microtech Gefell» — уважаемые и общепризнанные члены элитного клуба микрофонных ламповых флагманов и у МКЛ-111 в этом обзоре серьёзный, впрочем нет, не соперник, а, скорее, коллега.

ламповый кондесаторный микрофон «Microtech Gefell M990». Студия звукозаписи «R-Records»

 

В конце января 2012 года на электронную почту студии звукозаписи «R-Records» пришло письмо от менеджера отдела продаж ОАО «Октава» с предложением рассмотреть возможность приобретения микрофонов с бонусной скидкой. Письмо это пришло кстати, ибо мы как раз хотели приобрести  в студию 2 стереопары инструментальных микрофонов «МК-012» на озвучку оверхэдов при записи барабанной установки, ленточный микрофон «МЛ52-01» и ламповый МКЛ-5000. Выбор микрофонов «Октава» был неслучаен. В студии уже имелись микрофоны МК-101 и МК-519 этого производителя, неизменно радовавшие нас достойным звуком. Может быть правы те, кто говорят, что у Октав сильно плавает качество разных экземпляров, видимо нам везло. Однако, имеющиеся микрофоны в студии звукозаписи заслужили доверие к этой марке всецело.  В ходе выяснения деталей заказа, вдруг обнаружилось, что у завод создал ламповый флагман МКЛ-111. Сразу же возникла идея: вместо МКЛ-5000 приобрести сразу МКЛ-111. Однако, не всё было так просто: оказалось, что завод сделал только 3 опытных образца для выставок и тестов, как во внешних студиях (Мосфильм) так и в своих лабораториях. Уладив все тонкости, студия звукозаписи «R-Records» стала первым покупателем этого микрофона, а поскольку один из этих трёх микрофонов стал первым товарным, то этот первенец гордо несёт на себе табличку из серебра (!) с серийным номером №     001.

ламповый кондесаторный микрофон «OktaLab МKL-111» студия звукозаписи «R-Records»

Время доставки микрофона затянулось, как нам кажется, по весьма уважительной причине:
«При тестовых испытаниях Вашего микрофона выявлен некоторый дефект покупной раритетной лампы, который не позволяет микрофону достичь желаемого качества звучания. Новая лампа поступит в конце этой недели (четверг-пятница). Мы понимаем, что уже слишком затянули с отправкой и подводим Вас. Но, все же, просим Вас подождать еще немного (отгрузка состоится в следующий понедельник, 20 февраля), так как качество звучания — это основное в этом микрофоне. Я думаю, что и мы, и Вы в этом одинаково заинтересованы. Еще раз приношу свои извинения и надеюсь на понимание.»

Верно. Срок в неделю роли не играет, а качество превыше всего. Проникся уважением к производителю за столь трепетное отношение к своей репутацией. Микрофон с заявленной стоимостью в 72 000р достался нам по цене, с учётом бонусов, в 57 600р. Томительная неделя ожидания закончилась, и женский голос в телефоне от лица транспортной компании известил о том, что я могу забрать посылку. На крыльях музыкального энтузиазма  в час обернулся до склада и назад на студию, с трудом неся в руках бесценную коробку. Честно говоря, не ожидал, что ящик будет таким большим, тяжёлым и на редкость добротным и надёжным. Внутри ящика, также находились «квадрочетвёрка» «Октава МК-012» и ленточник «Октава МЛ-52-01». С двух сторон ящика заботливая рука сотрудника «Октавы» наклеила бумагу, предупреждающую о хрупкости посылки работников транспортных компаний, в деле нежности и теплоты к грузам недалеко ушедших от легендарных почтовых грузчиков.

ламповый кондесаторный микрофон «OktaLab МKL-111» студия звукозаписи «R-Records»

Монументальность ящика обитой железной лентой и гвоздями была столь несокрушимой (хорошо ещё, что микрофоны делает «Октава» а не «Уралвагонзвод»), что я, в задумчивости стоя перед ним и растеряно перебирая в руках хлипкие отвёртки, ножницы и пластмассовую линейку, никак не мог найти ответа на крутившуюся в голове мысль: «Ну вот блин — попели в микрофон… Чо делать то с этим сейфом теперь?» Благо лихое  детство привило навыки прикладного вандализма: микрофоны были извлечены наружу.

ламповый кондесаторный микрофон «OktaLab МKL-111» студия звукозаписи «R-Records»Первое впечатление: «какой же он здоровенный и тяжёлый, а главное очень солидный, благородный и породистый». Вот уж не ожидал такого внешнего вида от постсоветского оборонного завода. Микрофон и правда поражает своими размерами. Вот здесь он сфотографирован рядом с телефонной трубкой — размеры можете оценить сами. По заверениям производителя шильдики на микрофоне изготовлены из серебра. Любопытные руки уже дотянулись до теста материала таблички методом соотнесения материалов по шкале Мооса. Сложно сказал, да? Вобщем, вилочкой царапнул:) Ну действительно, не с кислотой же бегать вокруг дорогущего микрофона:) Легко появившаяся в уголке таблички царапинка, вселила надежду, что и вправду серебро.
Поскольку микрофон был выпущен вне товарной серии, фирменная упаковка (футляр) в комплект не входила. К микрофону прилагался паук, блок питания с ручкой изменения направленности и кабели. Установка микрофона в паук, а затем в стойку, было делом простым и приятным. Закоммутировав микрофон и включив его, услышал в тракте жуткий шум и скрежет. В голове снова зазвучал припев, рождённый при виде деревянного ящика. Однако, быстро подёргав шнуры и поэксперементировав, понял, что виновата «грязная розетка» с помехами в сети. Перевоткнул сетевой кабель, и микрофон зазвучал так, как ему и положено.

В студии звукозаписи «R-Records» микрофонный тракт состоит из следующих устройств:

ламповый кондесаторный микрофон «OktaLab МKL-111» студия звукозаписи «R-Records»Микрофонный предусилитель «Long Stereochannel». Прибор также отечественного производителя, славится своей нейтральностью и весьма приличным звуком. К сожалению, заказанный в студию ламповый преамп не успел приехать, поэтому запись микрофонов осуществлялся через «Long».
В качестве конвертора\аудиоинтерфейса — TC Electronic Konnekt 48 Studio.
В примерах с обработанным голосом и миксами применялась DSP обработка TC Electronic PowerCore FireWire.

Микрофоны «OktaLab МКЛ-111» и  «Gefell M990» ставились максимально близко друг к другу для синхронной записи, но при таких размерах и массе, увы, это было задачей непростой, и в одном из тестов потом стало слышно, что в один из микрофонов диктор читает более «прямее» чем в соседний. Поэтому в ряде тестов использовались разные дубли, но записанные в той же подаче и с того же расстояния.

ламповый кондесаторный микрофон «OktaLab МKL-111» студия звукозаписи «R-Records»

Теперь можно приступить к тестовым записям.  Все записи делались в 96кГц\24бит, и с кардиоидной направленностью (кроме МЛ52-01 — там конструктивно только «восьмёрка» возможна). Выложенные семплы сконвертированы в 44.1кГц\16бит.

Мужской баритон

Первую тестовую запись начал с начитки спокойного нейтрального информационного дикторского текста. Признаться, не разбираюсь в тембрах голосов, но я, ткнув пальцем в небо, решил называть себя баритоном. Разумеется, благородным и чарующим:)

Мужской баритон текст М990

Мужской баритон текст МКЛ111

Делать какие-то выводы из записанного — занятие субъективное и неблагодарное. В идеале мне хотелось бы,  что уважаемые коллеги не будут читать мои мнения, а сделают свои выводы сами, но допускаю, что обзор прочтут и не столь искушённые и опытные начинающие саундпродюсеры, а услышать мнение и хоть как-то сориентироваться им помогло бы. Сам таким был когда то:) Поэтому и выскажусь, ни в коем разе не претендуя на истину в последней инстанции. В столь эфемерной сфере как звук (впрочем, как и в любой другой творческой), делать безаппеляционные суждения — безумие. Всё мои далее написанные впечатления — мои сугубо вкусовые пристрастия.

Звук МКЛ-111 мне показался более детальным и прозрачным, а у М990 голос звучит немного поплотнее на низкой середине. Несмотря на разность звука, уже в первом тесте слышно насколько хорош МКЛ-111, ничуть не уступая «Gefell».

Сразу же выяснилось, что звук микрофонов пишется в противофазе. Какой то из микрофонов переворачивает фазу. Это не страшно, перевернуть фазу канала всегда можно простым нажатием кнопки в микшере хоста:) Да и то — это понадобиться только в случае экзотических условий, как эти тесты. Не представляю себе, чтобы кто-то столкнулся с этим на практике. Ведь писать 2 микрофона в моно, мягко говоря, бесполезно, а использовать эти 2 разных микрофона как стереопару, мягко говоря, оригинально.

Что бы добавить ориентиров в звуке, сделал также тестовые записи в микрофоны «Октава МК-519» и «Октава МЛ-52-01».

Мужской баритон текст МК-519

Мужской баритон текст МЛ52-01

ламповый кондесаторный микрофон «OktaLab МKL-111» студия звукозаписи «R-Records»

В сравнении с ламповыми микрофонами у МК-519 стали заметны крикливые «сссс», это не портит звука, но отличие подмечено. Приятно удивлён звуком МК-519 на фоне старших коллег держится молодцом.

Про звук ленточного микрофона МЛ-52-01 стоит сказать особо. У ленточников весьма специфическое звучание, поначалу пугающее тех, кто впервые с ним столкнулся. Конёк ленточников — басовые регистры: мужской бас, виолончель, контрабас. Даже в необработанном виде слышно сколько в звуке «тела и опоры».

Каждый из коллег, читающих эту статью, может скачать семплы-исходники и самим попробовать узнать, как будут звучать записанные примеры в обработанном виде или в своих проектах. Но тем, кому лень возиться или начинающим, возможно, будут интересны и мои примеры с уже обработанным голосом. Все приведённые примеры подверглись  только  динамическим  обработкам (компрессорами), никаких эквалайзеров (если не указано иное). Был выставлен пресет с агрессивными настройками, чтоб уж обработать, так обработать — на всю катушку:).

обработанный мужской баритон текст М990

обработанный мужской баритон текст МКЛ111

обработанный мужской баритон текст МК-519

обработанный мужской баритон текст МЛ52-01

И Гефель и Октава дают замечательный звук, каждый по своему окрашен, но каждый из примера благороден. Выпадает из ряда МЛ52-01. Пресет то тот же самый, а микрофон уж сильно другой. Надо ему чуть эквалайзером верх «осветлить».

обработанный чуть по-другому мужской баритон текст МЛ52-01

Добавляя верх, мы неизбежно вытягиваем и шумы и «ссссс». Чуть де-нойзера и можно есть. Звук специфичный, но на мой вкус хорош:) мяса там на целую сковородку. Ленточник приятно удивляет.

ламповый кондесаторный микрофон «OktaLab МKL-111» студия звукозаписи «R-Records»

Мужской бас

Следующим пунктом запись мужского баса. Послушаем как отработают микрофоны бас специального басового дяденьки, предусмотрительно припасённого в подвале студии звукозаписи.:) Кстати, минутка рекламы: для примера записали рекламный текст о чате chat16.ru, принадлежащего нашей студии. Если будет интересно заходите, пообщаемся, я там под ником COMMAND.COM:)

мужской бас текст М990

мужской бас текст МКЛ111

мужской бас текст МЛ52-01

Расклад в звуке точно такой же. А как говорится, стабильность — признак мастерства.

Теперь обработанный голос.

обработанный мужской бас текст М990

обработанный мужской бас текст МКЛ111

обработанный мужской бас текст МЛ52-01

Поскольку сам по себе голос бас-человека насыщен низами, то снивелировалась разница «по низу» между Гефелем и Октавой. На мой вкус Октава тут блещет — и бас урчит и верх приятный. Ленточник тоже раскрылся во всей красе, особенно слышно, как он неподражаемо отрабатывает самые концовки фраз. Жаль Винградова под рукой нет, ух, чую фестиваль плотняка был бы:)

ламповый кондесаторный микрофон «OktaLab МKL-111» студия звукозаписи «R-Records»

Рекламные кричалки.

Так уж сложилось, что мой голос узнают по рекламе «Триал-спорта» и в большинстве случаев пожелания к голосу сводятся к всеобъясняющей фразе: «как в триал спорте»:) Что ж, попробуем микрофоны и в этом деле. Напор, драйв, может быть даже агрессия.

мужской реклама М990

мужской реклама МКЛ111

а МКЛ-111 чуть меньше нижней середины а в целом на равных. Впрочем, неудивительно, провалов в клубе флагманов не бывает — бывают лишь характерные особенности.

Вот интересные семплы для полноты картины (для ленивых):

сумма 2 каналов — слышна только разница — действие противофазы

вот тут уже другая сумма (фаза перевёрнута кнопочкой)

чистое баловство — микрофоны как стереопара по схеме А\В — Lмкл111+Rм990

Теперь звук прошедший обработку:

обработанный мужской реклама М990

обработанный мужской реклама МКЛ111

Делайте выводы сами. А пока вы делаете их — самое время посмотреть, как микрофоны будут сидеть в миксе рекламного ролика. Ничего не трогалось (хотя ди-эссера не хватает конечно).В качестве подложки поставили наш трек «Command.com «Время» «и сделали подобие рекламного ролика. Музыку сделали нарочито погромче, чтобы микрофон боролся за свою читаемость и “усадку» в миксе.

рекламный ролик М990

рекламный ролик МКЛ111

Выводы снова делайте сами. Лично я теряюсь: и то, и другое звучит хорошо. хотя….. как всегда, не без нюансов.

Женский голос

Вы ещё не устали всё это читать? Потерпите, плиз, дорогие коллеги, осталось немного:)

В поземельях студии звукозаписи водится много всего интересного, и, помимо пылесоса, барабанов и настолькой игры с неприличным названием, в нашем распоряжении оказался замечательный женский голосоноситель.

женский текст М990

женский текст МКЛ111

Это как раз тот случай, когда диктор говорил в «Gefell» «прямее» чем в «Oktalab» — слышна неравномерность частотки из-за выхода источника звука вне поля кардиоиды.

В обработанном варианте это слышно заметнее.

обработанный женский текст М990

обработанный женский текст МКЛ111

Впечатление опять таки за вами.

Мужской вокал

Целью этого теста была проверка работы на высоком уровне звукового давления. Не судите строго, я не Фреди Меркюри, «я только учус»©:) Но в вокале постарался поорать вволю, чтобы было чего оценивать. В пропевке фрагмент припева нашего нового трека, находящегося в стадии создания:)

мужской вокал М990

мужской вокал МКЛ111

И с обработкой

обработанный мужской вокал М990

обработанный мужской вокал МКЛ111

Ор оба микрофона отлично держат, иллюстрируя замечательную работу, как с проникновенным тихим бархатцем информационной начитки,  так и с форсированным вокалом.

ламповый кондесаторный микрофон «OktaLab МKL-111» студия звукозаписи «R-Records»

 

Все семплы перед вами, слушайте, уважаемые коллеги, сравнивайте, делайте выводы. Что на мой взгляд: новый флагман ОАО «Октава» ламповый микрофон «Oktalab МКЛ-111» блестяще справился со всеми тестами, представленными в этой статье. Возьму на себя смелость высказать мысль, что мы стали свидетелями вступления производителя микрофонов под маркой «Октава“\“Oktalab» в элитный клуб ламповых микрофонов. Давайте пожелаем производителю дальнейших успехов и развития в этом направлении. Больше микрофонов — хороших и разных.:)

Ко всему вышенаписанному остаётся только добавить: последний раз виденый мной ценник «Gefell M990» в рублях на микрофонру составлял 112 000р.

С уважением, Дамир Command.com

ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧЕСТЬ ОСТАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

студия звукозаписи «R-Records»

 

© студия звукозаписи «R-Records» 2014г.

Перейти на главную страницу студии звукозаписи

Все статьи
Студия звукозаписи Статьи и обзоры Тестовое сравнение нового флагмана "Октавы": микрофона "OktaLab МКЛ-111".